О ЛЮБВИ БОЛЬШОЙ

 Об успехе современной драматургии у зрителя говорить не приходится: сложилась ситуация, при которой сейчас она мало востребована — в репертуаре театров количество спектаклей по пьесам современных российских авторов по разным оценкам составляет от 5 до 10%%. Поэтому можно сказать, что авторы, упрямо продолжающие писать пьесы, по-настоящему любят свое дело: они работают в основном на будущее — для будущих режиссеров и зрителей, которым окажется небезынтересной эмоциональная жизнь современников. А самым любимым жанром “всех времен и народов” по-прежнему была, есть и, видимо, навсегда останется комедия.

Что же смешного в нашей сегодняшней жизни? Это неплохо выяснить хотя бы потому, что кто-то из великих заметил: комедия — это трагедия, которая происходит не с тобой... А с кем же тогда?

Природа юмора, наверное, постоянна, но формы его проявления подвластны времени. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что развитие классической комедии (положений или характеров) породило такие ее разновидности, как лирическую комедию, трагикомедию, памфлет, фарс, сатиру, буффонаду, бурлеск, комедию абсурда, специфический КВН-овский юмор и множество их вариаций.

“Работает” придуманный драматургом комедийный прием или нет — зачастую можно проверить только на зрителе. Иными словами: на токаря можно учить, только имея под руками токарный станок. Равно как и на драматурга — располагая доступом к сцене. Или, по меньшей мере, контактом с представителями театрального мира: знакомыми режиссерами, актерами, критиками, преподавателями тех театральных учебных заведений или руководителями тех театров, которые дают возможность “покатать” новую комедию на зрителе хотя бы в виде актерской читки.

И на вопрос о том, с кем же сегодня происходит трагедия, кажущаяся нам подчас такой смешной, и отвечает в большой мере сборник комедий петербургского драматурга Андрея Зинчука, большинство которых даже в наше непростое время имеет сценическую судьбу.

Андрей Толубеев
Народный артист России