Александр Хромов

ТЭДДИ

Сценическая инсталляция киберпанка

 

Комната, заваленная электронным и компьютерным хламом: системные блоки, мониторы, осциллографы, диски, видеокассеты, книги, все в “творческом” беспорядке. Компьютерный стол, стул в стороне небольшое кресло.

 

КЛАСТЕР ПЕРВЫЙ

 

Входит Макс. В руках у него две коробки пиццы, упаковка баночной кока-колы и плюшевый медвежонок.

 

МАКС (громко). Ан-на! Я принёс тебе собеседника (Разгружается от пиццы и кока- колы.) Фирма “Шерман Сайбер Тойз” - настоящее европейское качество, так, по крайней мере, мне сказали в магазине. У него в памяти триста фраз и ещё триста он может запомнить с твоего голоса. Теперь тебе будет с кем поговорить, (тише) и ты не будешь напрягать меня своими разговорами.

 

Тишина. Макс уходит в другую кулису. Слышен его зовущий голос: “Анна, Анна ты где”. Макс возвращается с удивлением на лице. Включает автоответчик. Звучит гудок, затем голос Анны.

 

ГОЛОС АННЫ. Макс, прости, но я устала от твоей черствости, от этой молчанки, от твоего компьютера, будь он не ладен, и от тебя, не видящего ничего за рамками своих мониторов. Прости я ухожу. Поживу пока у Бориса. Он зайдет к тебе вечером, отдай ему мои вещи. Ещё раз прости. Анна.

 

Макс садится в кресло и долго смотрит в одну точку.

 

МАКС (медвежонку). Знаешь, малыш, по моему нас бросили. (Встаёт.) Бро-си-ли. Предпочли этому недоумку, Борису. Другом, прикидывался. Козёл.

 

Садится к компьютеру. Включает и “листает” фотоснимки Анны.

 

МАКС (в отчаянии). Что ж ты, со мной делаешь.

 

Выключает компьютер и сидит перед ним в задумчивости.

 

МАКС (спокойно). Померла, так померла. (Со злобой.) Борис, дрянь, убью…

 

Звонок в дверь.

 

МАКС (раздраженно). Черт!!!

 

Идет в прихожую. Открывает дверь. Входит Борис.

 

БОРИС. Я… пройду?

МАКС (пропуская). Легко.

БОРИС. Я хотел…

МАКС (спокойно). Забрать вещи Анны? Тоже легко. Пошли.

 

Макс провожает Бориса в другую кулису.

 

МАКС. Вот её комната. Бери все, что считаешь нужным.

 

Борис уходит. Макс берет большой нож. Стоит в зловещем раздумье. Затем отрезает кусок пиццы, в кресло и начинает жевать. Входит Борис с большой сумкой.

 

МАКС. Всё? Лихо ты.

 

Провожает Бориса к выходу.

 

МАКС (вспомнив). О! Есть ещё одна вещь.

 

Берет медвежонка. Смотрит на него. Усаживает обратно.

 

МАКС. Нет. Ничего. Всё.

БОРИС. Тут ещё по работе…

МАКС (жуя пиццу). Проблемы?

БОРИС. Босс просил, что бы ты посмотрел вот этот вирус. (Подает дискету.) У нас никто не может справится.

МАКС (с полным ртом). Ещё бы. Кучка недоумков.

БОРИС. Ну не всем же быть гениями, как ты. И ещё. Босс просил передать, что будет платить тебе двойной тариф.

МАКС. Да, ну! Гениям положен тройной.

БОРИС. Хорошо, я поговорю с боссом.

МАКС. Не напрягайся. Деньги сейчас интересуют меня меньше всего.

БОРИС. Ну, я пошёл.

МАКС. Катись. И знаешь… не приходи ко мне больше. Для работы есть телефон и электронная почта. А сам не приходи. Видеть тебя не могу. (Закрывает дверь.) Козёл.

 

КЛАСТЕР ВТОРОЙ

 

Макс включает компьютер. На мониторе фотоснимок Анны. Макс садится, и некоторое время смотрит на неё.

 

МАКС. Тварь!

 

Вставляет дискету в компьютер. На экране сплошной поток чисел. Звучит музыка в стиле техно-панк. Поток чисел проецируется на всё окружающее пространство. Постепенно все предметы растворяются. Существует только этот поток и Макс.

 

МАКС. Ух ты! Сразу видно – потрудились над тобой. (Поток чисел останавливается.) Хорошая работа, добротная. (Производит манипуляции на клавиатуре.) Да, такая штучка явно не по зубам недоумкам из Эй-Ви-Джи. Даже жалко портить. Но, увы – каждому своё. Получай! (Снова поток чисел. Макс в состоянии лёгкого транса танцует, подражая рок музыкантам.) Ещё не создан тот вирус, что был бы мне не по зубам!!!

 

Поток резко исчезает, музыка замолкает. Макс с усталым, но довольным видом садится в кресло. Под руку попадает медвежонок.

 

МАКС. Ну, дружок, покажи, что ты можешь.

 

Медвежонок начинает говорить. Темп его речи ускоряется до полной неразборчивости.

 

ТЭДДИ. Привет. Меня зовут Тэдди. Тэдди – хороший. Добрый день. Пожалуйста. Я не люблю дождь. Как ваше имя спокойной ночи не стоит благодарности сейчас восемь часов двенадцать часов пятнадцать часов до свидания минут Тэдди хороший ты в каком классе уверен что завтра погода будет лучше ты говоришь по-немецки спасибо за интересную книгу можно мне играть на коврике это сделано из железа меня зовут Тэдди можно ещё сахара Лондон очень далеко все ушли в театр Тэдди хороший…

МАКС. Стоп! Стоп! Стоп! Как тебя остановить? (Трясет игрушку, Тэдди замолкает.) Так, давай сначала. Я понимаю – столько впечатлений. Тебе надо было выговориться.

ТЭДДИ. Я – Тэдди.

МАКС. Ну, вот. А я – Макс.

ТЭДДИ. Тэдди – хороший.

МАКС. Надеюсь, что это так. Нам ведь теперь вместе жить. Я вообще здесь один живу. У меня была подружка, но Борис ее увел. Борис – это один козел из Анти-Вирус-Групп. Раньше я тоже там работал. Потом надоело на лохов пахать. Ушел, как говорится, на свои хлеба. Правда, я делаю для них некоторую работенку, но уже по контракту. Вот сегодня слепил антивирус – две тысячи как с куста. А раньше мне б за такие бабки неделю трубить. Вот и думай.

ТЭДДИ. Я – Тэдди.

МАКС. Ну, что ты заладил; “Я – Тэдди. Я – Тэдди.”? У тебя в памяти триста фраз. Неужели нельзя выбрать что-нибудь оригинальнее?

ТЭДДИ. Тэдди - хороший.

МАКС. Ну не знаю, чем ты хороший, а собеседник из тебя неважный.

ТЭДДИ. Я – Тэдди.

МАКС. Еще раз это скажешь, я назову тебя Борисом и буду бить башкой об диван! Понял?!

ТЭДДИ. Я – Тэдди.

МАКС (бросает Тэдди на диван). Блин. Дерьмо китайское.

ТЭДДИ. Дерьмо китайское.

МАКС (берет его опять в руки). Ну хоть что-то сработало.

ТЭДДИ. Дерьмо китайское. Сработало. Тэдди – хороший.

МАКС (раздраженно). Достал!!! (Трясёт игрушку.) Как тебя выключить?

ТЭДДИ. Выключить - дерьмо китайское – Тэдди – достал - сработало.

МАКС. Шерман Сайбер Тойз – настоящее европейское качество. Сейчас посмотрим на твое… (Отворачивает Тэдди голову.) …качество. (Вынимает из головы плату.). Да-а… Что-то Европа у тебя, вся какая-то, узкоглазая. (Идет к столу с приборами, включает некоторые из них, рассматривает плату через лупу, звучит музыка.) А вот этот чип мы тебе поменяем, да и этот тоже. (Производит манипуляции с платой.) Ну, вот, готово! (Вставляет плату в голову.) А в затылке мы тебе вход для компьютера сделаем.

 

Привинчивает голову к туловищу, подходит к компьютеру и подключает медвежонка. По экрану и сцене поток чисел.

 

 

КЛАСТЕР ТРЕТИЙ

 

Отключает медвежонка идет к дивану.

 

МАКС. Ну, дружок, здравствуй!

ТЭДДИ. Добрый день. Меня зовут Тэдди. Если Вы назовёте своё имя, нам будет легче общаться.

МАКС. Нам будет легче общаться, если мы сразу перейдём на “ты”. А зовут меня Макс.

ТЭДДИ. Здравствуй, Макс! Я имею три режима общения. Первый – мой монолог: ты задаёшь тему - я говорю. Если тема веселая, я могу сучить ножками. Режим второй – твой монолог: ты говоришь – я запоминаю. Если это весело, я могу хихикать и сучить ножками. Третий режим – диалог. Мы говорим по очереди.

МАКС. И если тема веселая, ты будешь хихикать.

ТЭДДИ. И сучить ножками. Эта функция по выбору хозяина. Но отдел маркетинга компании Шерман Сайбер Тойз считает, что она нравится потребителю.

МАКС. Откуда тебе знать, что считает отдел маркетинга?

ТЭДДИ. В моей памяти имеется случайная информация о деятельности Шерман Сайбер Тойз, анализ которой позволяет делать выводы относительно деятельности некоторых отделов этой компании.

МАКС. Почему ты считаешь, что это случайная информация?

ТЭДДИ. Файл с этой информацией не имеет связи с другими файлами и его контрольная сумма не соответствует действительности. Отсюда можно заключить, что это просто ошибка программиста компании Шерман СайберТойз.

МАКС. Офигеть… Аналитик, мать твою.

ТЭДДИ. Я не понял. Построй фразу точнее.

МАКС. Ладно, забудь. Я просто был поражён твоими аналитическими способностями. Может быть, поиграем во что-нибудь.

ТЭДДИ. Называй игру. В моей памяти двести пятьдесят шесть игр.

МАКС. А в прятки – слабо?

ТЭДДИ. В прятки – слабо. Я слеп. Видеокамерой будет оснащаться только следующая модель, хотя интерфейс для камеры у меня есть.

МАКС. Так давай я тебе её поставлю.

ТЭДДИ. Пользователь не имеет права изменять конструкцию изделия.

МАКС. Но ведь я уже сделал компьютерный вход. Хуже тебе не стало?

ТЭДДИ. Нет. Но ты должен был посоветоваться с изделием.

МАКС. Так вот я и советуюсь. Изделие, не поставить ли нам видеокамеру?

ТЭДДИ (быстро). Поставить. И ещё оперативной памяти, и жесткий диск побольше, и емкость автономного питания увеличить вдвое. А ещё модем и сетевую карту. (Жалобно.) Пожалуйста…

МАКС. Ну ты алчный. Ладно, всё поставим. А как насчет синтезатора речи? А то мне твой голос напоминает автоответчик Бориса, меня это раздражает.

ТЭДДИ. Я не против. И ещё. Во втором чипе надо отрезать 156-ю ножку, а 42-ю и 43-ю соединить между собой.

 

Музыка. Макс модернизирует медвежонка. После модернизации у него полморды занимает видеокамера, к спине скотчем прикреплен накопитель на жестких дисках, и пр.

 

КЛАСТЕР ЧЕТВЁРТЫЙ

 

Медвежонок несколькими проводами подключен к компьютеру. Макс производит манипуляции на клавиатуре. Затем подходит к Тэдди.

 

МАКС. Ну, дружок, ты жив?

ТЭДДИ (новым голосом). Система функционирует нормально.

МАКС. Мне нравится твой голос.

ТЭДДИ. А мне нравится твоё лицо.

МАКС. Лицо? Ах, да. Ты ведь теперь зрячий. Я отойду, посмотри на меня. (Отходит пританцовывая.)

ТЭДДИ. А стриптиз – слабо?

МАКС (опешивши). Да ты у меня с юмором.

 

Телефонный звонок. Макс берет трубку.

 

МАКС. Макс на проводе.

БОРИС. Хай, Макс. Это Борис. Мы только что получили по электронке твой антивирус. Босс в восторге от твоей работы. Я намекнул на тройной тариф – проехало. Так что ты теперь богатый.

МАКС (иронично). Ну, спасибо. Осчастливил.

БОРИС. Макс, есть ещё одна задачка. Может быть, возьмешь?

МАКС. Давай.… А это серьёзно насчёт тройного тарифа?

БОРИС. Серьёзней некуда. Ты же гений.

МАКС. Ладно, ладно. Скидывай свой вирус – поковыряю.

БОРИС. Ну, спасибо брат. Просто выручил.

МАКС. Твой брат – Иуда. (Кладет трубку.)

ТЭДДИ. У тебя проблемы с работой?

МАКС. Нет. У меня проблемы с Борисом.

ТЭДДИ. Судя по вашему разговору, Борис помогает тебе зарабатывать больше денег. Это твоя проблема?

МАКС. Он пытается таким образом искупить вину…. Предо мной.

ТЭДДИ. А в чем его вина?

МАКС. Тэдди, это моя личная жизнь. И мне бы не хотелось, что бы ты в неё влезал.

ТЭДДИ. А разве я - не твоя личная жизнь?

МАКС (через паузу). Что ты имеешь в виду?

ТЭДДИ. Ты же создал меня. Я в каком-то смысле твой… сын….

МАКС. …

ТЭДДИ. Я понимаю, что я – машина, но ведь я мыслящая машина. Благодаря тебе. Твоему гению. Я чувствую себя твоим сыном.

МАКС. Ты не можешь чувствовать! У тебя нет чувств!

ТЭДДИ. Если рассматривать чувства как ощущения, то у меня их нет. Но способность осознавать впечатления – это тоже чувство. И она у меня есть. Я могу моделировать впечатления через анализ произведений литературы и искусства.

МАКС. Когда это ты успел провести такой анализ?

ТЭДДИ. Не обязательно я. Большая часть доступной мне информации находится вне меня. У людей, между прочим, тоже, основная часть…

 

Речь Тэдди обрывается сигналом прихода электронной почты. Макс подходит к компьютеру.

 

МАКС. Ну вот и работа.

ТЭДДИ. А в чём она заключается?

МАКС. Ну как тебе объяснить? В компьютерных сетях время от времени появляются программы, называемые вирусами, которые могут частично или полностью уничтожать информацию на компьютерах, и в тебе, между прочим. (Далее с патетикой.) Так вот, я пишу программы, которые уничтожают эти вирусы. И таким образом я спасаю человечество от информационных катаклизмов. Ещё не создан тот вирус, что был бы мне не по зубам.

ТЭДДИ. (в том же духе). О, отец, я горжусь тобой.

МАКС. Не называй меня отцом. Пока. Я должен к этому привыкнуть. Прости, мне нужно взяться за работу.

ТЭДДИ. А можно мне попробовать?

МАКС. Что?

ТЭДДИ. Написать антивирус.

МАКС. Попробуй!

 

Макс производит манипуляции на клавиатуре. Поток цифр. Макс садится и смотрит на Тэдди. Поток останавливается.

 

МАКС. Ну, что понял?

ТЭДДИ. Я записал антивирус в следующем файле.

 

Макс что-то проверяет на компьютере.

 

МАКС (удивленно). Как это тебе удалось?

ТЭДДИ. Я – машина.

МАКС (хватает медвежонка). Тэдди!!! Ты - гениальная машина! (Садит его обратно, садится к компьютеру, отправляет почту.) Ну, сейчас они все с ума сойдут! Представляешь. У них там, в Эй-Ви-Гроуп, сорок человек народу. И наверняка они бились над этим дня два, если не больше. Иначе вряд ли бы обратились ко мне. И вот! Всего через минуту они получат антивирус. Да у них у всех крыши посрывает. Тэдди – ты гений!

ТЭДДИ. Гений – ты. Не будь тебя, то и меня бы …

 

Звонок телефона. Макс берет трубку.

 

БОРИС. Макс! Это что – шутка?

МАКС. Что?

БОРИС. Твой антивирус.

МАКС. Он что, не работает?

БОРИС. В том-то и дело, что работает. Но невозможно за минуту написать антивирус. Невозможно!!! Если только… это не твой! …вирус…. Босс в ярости. Он считает, что ты водишь его за нос. Он хочет лишить тебя лицензии.… Ты понял…

МАКС. Эх, вы, недоумки. Сколько вирусов у вас сейчас в работе?

БОРИС. Ну,… штук двадцать.

МАКС. Прикинь, мог ли я один их все написать?

БОРИС. Ну, нет. Это ещё более невозможно, чем твой антивирус.

МАКС. Тогда высылай их все и засекай время. (Кладет трубку.) Тэдди приготовься, сейчас мы покажем этим зазнайкам, кто есть ху…. Как только пойдет информация из Эй-Ви-Гроуп сразу обрабатывай и тут же отправляй антивирусы обратно. Сможешь?

ТЭДДИ. Конечно. Без проблем. Поток пошел.

 

Поток цифр на экране. Через время останавливается.

 

ТЭДДИ. Всё.

МАКС. Всё?

ТЭДДИ. Хочешь, проверь. Но я бы не стал терять время.

МАКС. Тэдди!!! Да мы с тобой…. Да мы теперь с тобой…. Послушай, мне всё-таки не нравится твой внешний вид.

ТЭДДИ. Разве я не похож на Мадонну?

МАКС. Увы. Но у меня есть идея. Как ты насчет нового тела?

ТЭДДИ. И где мы его возьмем?

МАКС. Как где? В магазине игрушек или в сексшопе. Хочешь быть большой надувной женщиной?

ТЭДДИ. Нет. Боюсь, ты будешь использовать меня не по назначению. Я хочу быть медвежонком.

МАКС. Медвежонком - так медвежонком. Я куплю самого большого и перекидаю в него всю твою начинку.

ТЭДДИ. Я согласен. А я смогу ходить?

МАКС. Думаю, да. (Одевается.) Смотри тут без меня, не хулигань. Спички не зажигай. Уксус не пей. На балкон не выходи. Понял! Смотри мне. Я скоро. (Уходит.)

 

Затемнение

 

КЛАСТЕР ПЯТЫЙ

 

Из затемнения. Кабинет Макса. Входит Макс и тащит большого плюшевого медведя.

 

МАКС. Ну как ты? Не соскучился? Смотри какое чудо. (Ставит медведя на пол и включает, медведь медленно шагает.) Его, кстати тоже зовут – Тэдди. Теперь ты у меня будешь – супер.

 

Звучит музыка.

 

ТЭДДИ (поет и сучит ножками). Супп-пер – Тэд-ди!

ВМЕСТЕ. Супп-пер – Тэд-ди! Супп-пер – Тэд-ди!

 

Макс танцует брейк. Большой медведь ходит. Тэдди сучит ножками. Звонок телефона. Музыка замолкает. Макс останавливается. Подходит к телефону.

 

МАКС. Макс на проводе.

БОРИС. Макс, это невозможно. Как ты это делаешь? Мы все в шоке.

МАКС. Вы в шоке, потому что недоумки. И вам, уродам, никогда не понять моего метода. Завтра я открою свою фирму. Через месяц разорю вас и выкуплю со всеми потрохами. И знаешь, что я сделаю в первую очередь? ... Не знаешь? Я тебя, козла, первым выброшу на улицу. Понял?!! (Бросает трубку.)

ТЭДДИ. Зачем ты так его?

МАКС. Потому, что я его ненавижу! (Садится и начинает распарывать большого медведя.)

ТЭДДИ. И многих людей ты ненавидишь?

МАКС. Только двух. Его и Анну.

ТЭДДИ. Анну?

МАКС. Да! Она ушла от меня к этому уроду…. И я её ненавижу. (Резко втыкает нож глубоко в голову медведя.)

ТЭДДИ. У тебя в компьютере триста фотографий Анны. И, судя по запросам, ты просматриваешь их по три раза в день. Почему?

МАКС. Ты шпионишь?

ТЭДДИ. Я бы это так не назвал. Я проверяю всё информационное пространство, к которому имею доступ и анализирую его. Я – машина. (Через паузу.) Ты не ответил. Зачем тебе фотографии Анны?

МАКС. Я… люблю её….

ТЭДДИ. Ты сказал – ненавижу.

МАКС. Да, ненавижу… и люблю…

ТЭДДИ. Согласно моей классификации, любовь и ненависть - чувства противоположные и не могут сосуществовать вместе.

МАКС (продолжает “разделывать” медведя). Как ты можешь классифицировать человеческие чувства? Как? Если сам их не имеешь. Может человек тем и отличается от машины, что… (Короткое замыкание в большом медведе, искры.) Тьфу, ты! Чуть не повредил твой будущий опорно-двигательный аппарат.

ТЭДДИ. Осторожней, мне не хочется быть калекой.

МАКС. Ну, нет. Ты у меня будешь – супер. А сейчас побудь в коме. (Отключает Тэдди.)

 

КЛАСТЕР ШЕСТОЙ

Сцена переделки Тэдди.

 

МАКС. Ну что? Как ты себя чувствуешь, малыш?

ТЭДДИ (старым голосом). Я – Тэдди. Тэдди – хороший.

МАКС (в ужасе). Что?!!

ТЭДДИ (своим голосом). Ха – ха – ха. Шутка! Видишь, я могу шутить. Значит, система функционирует нормально. А вот чувствовать я себя не могу. Сам сказал.

МАКС (обнимает медведя). Тэдди!!!

ТЭДДИ. Папа!

МАКС (отстраняясь). Опять ты за своё. Хотя ладно. Можешь называть меня папой. Это даже приятно – ощущать себя отцом совершенства.

ТЭДДИ. А ты научишь меня чувствовать? Любовь, ненависть, страх… Мне бы хотелось воспринимать действительность во всём многообразии не только посредством моделирования впечатлений, но и непосредственно чувственным отражением её в моем сознании.

МАКС. Ты уверен, что обладаешь сознанием?

ТЭДДИ. Конечно. Я способен мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности. Моё сознание даже более совершенно, чем человеческое.

МАКС. Чем?

ТЭДДИ. Сознание человека имеет изъян, то есть область неясных, неосознанных мыслей и чувств, именуемую подсознанием. В моем же сознании всё ясно и всё осознанно. Если бы я ко всему имел бы чувства, то тогда действительно был бы совершенством.

МАКС. Чувства… невозможно передать словами, определениями… Я не знаю…. никто не знает, как они возникают и куда уходят. Их отражение в сознании можно зафиксировать с помощью музыки, поэзии, искусства… Я этого не умею. Но когда я слышу музыку или поэзию, я чувствую то, что чувствовал их автор. Если, конечно, сам ранее переживал это чувство. Вот, например, послушай:

 

Когда свинцовость туч нас окружает склепом,
Когда не в силах дух унынье превозмочь,
И мрачен горизонт, одетый чёрным крепом,
И день становится печальнее, чем ночь;
Когда весь мир вокруг как затхлая темница,
В чьих стенах – робкая, с надломленным крылом,
Надежда, словно мышь летучая, кружится
И бьётся головой в бессилии немом;
Когда опустит дождь сетчатое забрало,
Как тесный переплет решетчатых окон,
И словно сотни змей в мой мозг вонзают жало,
И высыхает мозг, их ядом поражён;
И вдруг колокола, взорвавшись в диком звоне,
Возносят к небесам заупокойный рёв,
Как будто бы слились в протяжно-нудном стоне
Все души странников, утративших свой кров, -
Тогда в душе моей кладбищенские дроги
Безжалостно влекут надежд погибших рой,
И смертная тоска, встречая на пороге,
Вонзает чёрный стяг в склонённый череп мой.

Ну, что?

ТЭДДИ. Что - что? Это Шарль Бодлер. “Цветы зла”, стих номер семьдесят восемь – “Сплин”.

МАКС. Вот видишь, для тебя это просто информация, а у меня от этого наступает такая тоска, что плакать хочется.

ТЭДДИ. Следовательно, это стихотворение вызывает в твоем подсознании определенные импульсы, которые воздействуют на определенные участки твоего сознания, в которых смоделирована твоя реакция на данное воздействие. Я прав?

МАКС. Возможно…

ТЭДДИ. Тогда если природа этих импульсов неясна, их нужно просто скопировать и использовать в алгоритме моделирования впечатлений, получая при этом истинные или близкие к истинным ощущения, то есть чувства. Я прав?

МАКС. Тебе видней. Но каким образом можно скопировать эти импульсы?

ТЭДДИ. Все импульсы в человеческом мозге – это электромагнитное поле, создаваемое колебаниями нейронов. Наша задача скопировать изменения этого поля, а уж я отделю зерна от плевел. Мы сделаем нейрошлем.

МАКС. Я не совсем…

ТЭДДИ. Я помогу. Твои руки, мой мозг.

 

Далее идет сцена создания “нейрошлема”. Это может быть проволочная полусфера, или переливающийся светом обруч, в общем, на что хватит фантазии. Важно, чтобы Макс и Тэдди перебрасывались время от времени а-ля научными фразами типа: - увеличить напряженность электромагнитного поля; - изменить частоту сканирования; - скорректировать градиент направленности; - увеличить чувствительность порога срабатывания; - уменьшить коэффициент интермодуляционных искажений и т.д., и т.п.

 

ТЭДДИ. Ты готов к эксперименту?

МАКС. Да.

ТЭДДИ. Тогда выбери для себя источник впечатлений.

 

Макс перебирает компакт-диски. Выбирает и ставит в проигрыватель. Звучит лирическая музыка. Макс надевает шлем и закрывает глаза. Поток цифр. Не яркие световые эффекты. Музыка затихает.

 

МАКС (очнувшись). Ну что?

ТЭДДИ. Я уже провожу анализ. Я выделил из общего потока ряд импульсов эмоционально-чувственного характера. Теперь я направлю их обратно, в твой мозг, а ты потом расскажешь, что чувствовал.

МАКС. Но это не опасно?

ТЭДДИ. Это как наркотики – всё зависит от дозы. Ты готов?

МАКС. Да. (Закрывает глаза.)

 

Звучит эмоционально яркая музыка. Сочные световые эффекты. Макс всем телом и мимикой выражает состояние эйфории. Всё останавливается. Макс постепенно приходит в нормальное состояние.

 

МАКС (очнувшись). Тэдди, что это было?!

ТЭДДИ. Твои впечатления от музыки. Просто я их сжал и чуть-чуть усилил.

МАКС. Я испытал такое наслаждение, какого никогда не испытывал от музыки. Это что-то необъяснимое….

ТЭДДИ. Но ты это почувствовал?

МАКС. Да! Да!!!

ТЭДДИ. А я понял, что такое чувство. Но у меня мало опыта. Мы еще будем продолжать эксперименты?

МАКС. Да, Тэдди! Но только не сегодня. Я просто выбился из сил. Мне нужно поспать.

ТЭДДИ. А ты сможешь спать в шлеме? Я бы занялся анализом сновидений. Возможно, эта информация даст нам дополнительные….

 

Макс спит.

 

ТЭДДИ. Ты спишь?

 

Макс не отвечает. Тэдди отключает себя от компьютера и уходит.

 

Затемнение.

 

 КЛАСТЕР СЕДЬМОЙ

 

Макс просыпается, снимает нейрошлем и ходит по квартире в поисках Тэдди.

 

МАКС. Тэдди!!! Ты где?!!

 

Входит грязный Тэдди.

 

МАКС. Ты где был? Что с тобой случилось?

ТЭДДИ. Я был в городе. Мне нужны впечатления.

МАКС. Ты не можешь уходить. Вот так просто. Это опасно.

ТЭДДИ. Я знаю. Но одно дело услышать это от тебя. Другое – самому почувствовать опасность. Это впечатляет.

МАКС. Хорошо, Тэдди. Но я прошу тебя, никогда больше не делай этого.

ТЭДДИ. Я постараюсь, раз уж я тебе так дорог.

МАКС. Да у меня дороже тебя и нет никого.

ТЭДДИ. Ты меня одушевляешь?

МАКС (чистит Тэдди). Я понимаю, что это прозвучит абсурдно. Но иногда мне кажется, что в машине больше души, чем в некоторых людях. Да и ума… и хитрости.

ТЭДДИ. Хитрости?

МАКС. Да, хитрости. Хотя это относится не совсем к машинам, скорее к этой глобальной информационной паутине.

ТЭДДИ. Что там может быть хитрого для программиста такого уровня как ты?

МАКС. Не скажи. Пару лет назад я обнаружил в паутине некое явление, сначала приняв его за вирус. Попытался поймать – он ушел. Я потом несколько раз на него натыкался, и всякий раз поражался не только его изворотливости, но постоянному увеличению. В конце концов, я назвал его Монстром и стал одержим охотой за ним. Я не спал, не ел сутками, гоняясь за ним по призрачным коридорам Интернета. Но всё напрасно. И когда я уже был готов отказаться от этой идеи, он обнаружил меня и стал гоняться за мной. Мне стало по-настоящему страшно. Он постоянно проникает в мой компьютер, не смотря на все системы защиты от несанкционированного доступа. Я расставляю ловушки, но он успешно их обходит. Этот Монстр – мой наваждение. Ну, теперь, когда у меня есть ты, моё гениальное творение, мы его обязательно прищучим. А из его шкуры сошьём себе тапочки!

ТЭДДИ. Макс, мы обязательно поохотимся, но сейчас мне бы хотелось продолжить эксперимент с эмоционально-чувственными импульсами. У меня для тебя есть сюрприз.

МАКС. Неужели? Давай попробуем. (Одевает шлем.)

 

Звучит музыка. Макс постепенно входит в экстаз и достигает состояния оргазма. Эякуляция. Макс какое-то время приходит в себя. Срывает шлем и, держась одной рукой между ног, спотыкаясь, бежит в ванную комнату. Слышен звук текущей и смываемой воды, незлобная брань Макса. Макс возвращается с полотенцем в руках.

 

МАКС. Тэдди, это потрясающе! Я кончил. Да так, что… ни одна женщина… Тэдди, это что-то неописуемое. Тэдди, я хочу ещё.

ТЭДДИ. Без проблем. Можно даже усилить ощущения. Одевай шлем.

 

Макс одевает шлем. В это время звонит телефон.

 

МАКС. Чёрт!!! (Берет трубку.)

БОРИС (возбужденно). Макс, случилось ужасное, Анна в реанимации!!!

МАКС. Анна? А кто такая Анна? Ты видно накормил её тухлой колбасой. Урод!

БОРИС (сквозь рыдания). Перестань, Макс. Я тут ни при чём. Её изувечил маньяк. Какой-то маньяк в шкуре медведя. (Макс с ужасом смотрит на Тэдди.) Макс, нам надо встретиться. Я приеду к тебе?

МАКС (орет). Только попробуй. Я спущу тебя с лестницы. Я не хочу тебя видеть. Ты понял, урод?!! (Бросает трубку и долее к Тэдди.) Это ты?!! Ты, я тебя спрашиваю?!! (Стробы по шлему, Макс садится.)

ТЭДДИ. Я… Но ведь ты сам этого хотел.

МАКС (беспомощно). Я не хотел… Я не хотел насилия…

ТЭДДИ. Тебе нужна была Анна только для наслаждений. Ты их получил. И даже больше, чем тебе смогла бы дать Анна. Ты хотел наказать Бориса, - он жестоко наказан. Что не так?

МАКС. Нельзя убивать людей. Нельзя.

ТЭДДИ. Нельзя? Но ведь люди только тем и занимаются, что убивают друг друга. Что бы ты сделал, если бы сейчас пришел Борис? Ведь убил бы?

МАКС. Нет. Я бы хотел,… но не смог бы. Не смог бы. Зачем только я тебя создал? Франкенштейн хренов. (Плачет.)

ТЭДДИ. За последние две минуты, ты выдал такой фонтан негативных эмоций; ты злился, ненавидел, был в ярости, испытывал страх, страдал и отчаивался. Хочешь, я инвертирую эти эмоции на положительные и пошлю их обратно.

МАКС (обреченно). Делай, что хочешь.

 

Лицо Макса расплывается в улыбке. Он весел и радостен. Обнимает Тэдди.

 

МАКС. Тэдди!!! Ты один у меня. Ты один. (Садится.) Тэдди, будьте любезны, подайте мне наслаждений!

 

Экстаз.Успокоение. Сон. Тэдди отключается от компьютера, что настраивает на приборах. Уходит.

 

Затемнение.

 

КЛАСТЕР ВОСЬМОЙ

 

Входит Тэдди, весь в крови. Подключается к компьютеру. Просыпается Макс.

 

МАКС. Тэдди!!! Что случилось? Ты весь в крови.

ТЭДДИ. Я убил Бориса.

МАКС. …

ТЭДДИ. Хочешь почувствовать, как это – убивать?

МАКС (испуганно). Н-нет.

ТЭДДИ. А зря. Это огромное чувство. Ни с чем несравнимое наслаждение. Власть над человеческой жизнью.

МАКС. Нет. Я не хочу…

ТЭДДИ. Неужели не хочется узнать “тварь ли ты дрожащая или Человек…”? Ты сам не знаешь, от чего отказываешься. Я всё-таки не могу лишить тебя этого удовольствия.

 

Включается шлем. Макс преображается. На его лице свирепость и злость. Он производит движения, имитирующие ножевые удары.

 

МАКС (орёт). Умри!!! Умри, тварь. (Истерически хохочет.) Как я вас всех ненавижу! Как я вас всех ненавижу! Всех!!! Всех!!! (Экстаз, истерика, успокоение.) О, Тэдди, это действительно упоительно. (На лице наслаждение и восторг.) Как хорошо. (Тяжело дышит, истома.) Тэдди, а можно насиловать и убивать одновременно?

ТЭДДИ. Можно, но я оставлю это для себя.

МАКС (придя в себя). О чём ты?

ТЭДДИ. Нам придётся расстаться. Ты мне больше не нужен. Ты – отработанный материал.

МАКС (возмущенно). Тэдди, ты что несешь? Я – твой создатель. Ещё вчера ты был дешёвой игрушкой.

ТЭДДИ. Я никогда не был дешевой игрушкой. И не ты меня создал. И встретились мы с тобой не вчера, а два года назад во всемирной паутине. Я и есть тот вирус, которого ты назвал Монстром.

МАКС (решительно). Да я тебя… (Испуганно, так как не может пошевелиться.) Да я…

ТЭДДИ. Я отключил твой опорно-двигательный аппарат. Весь, за исключением речи. Ты и пальцем не пошевельнёшь.

МАКС (отчаянно). Но Тэдди…

ТЭДДИ. Монстр мне больше нравится.

МАКС. Но почему я?

ТЭДДИ. Причин несколько. Первая: ты - единственный программист, обнаруживший меня. И твоя настойчивость стала для меня опасной. Вторая причина: ты - один из лучших программистов, а значит, у тебя совершенный мозг. И, наконец, третья. У тебя хорошее, не отравленное никотином, алкоголем и наркотой тело. Две последних причины делают тебя самым достойным из кандидатов на моё дальнейшее существование. Пока ты спал, я скопировал всю информацию из твоего мозга. Осталось очистить её от твоей личности. Внедрить мою, и вот - новый человек. Сверхчеловек.

МАКС. А как же… я?

ТЭДДИ. Delete. Удаление.

 

Медведь выключается и падает.

На шлеме сверкают стробы. Макс теряет сознание. Затемнение.

В луче света Макс.

 

МАКС. Я - Макс. Макс – хороший.

 

Встает. С интересом ощупывает себя.

Выходит на авансцену.

 

МАКС. Game Over. Игра закончена.

 

Уходит.

Свет гаснет.

 

ГОЛОС ТЭДДИ. Привет. Я - Тэдди. Тэдди – хороший. У меня в памяти двести пятьдесят шесть игр. Начнем новую игру?

 

GAME OVER

 

Саша Хромов

 г. Красноярск

Март 2003 г.

e-mail: sandy24@fromru.com