РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО

 

БЮЛЛЕТЕНЬ

«АВТОРЫ И ПЬЕСЫ»

Март, 2017 г.

 

Вечера современной петербургской драматургии в Комсомольске-на-Амуре

 

 

В нашем городе 4–6 ноября 2016 года впервые прошли «Вечера современной петербургской драматургии» – проект, пришедший к нам (как видно из названия) из Санкт-Петербурга, где он успешно существует и развивается на протяжении пяти лет. Этот проект организован Драматургической мастерской при Санкт-Петербургском отделении СТД РФ (ВТО) на базе Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского. Суть «Вечеров» – сценические читки пьес в исполнении актёров. «Вечера» в Комсомольске-на-Амуре состоялись благодаря Андрею Зинчуку (петербургский драматург, автор идеи и «заведующий литературной частью» нашего проекта, он же руководитель «Вечеров» в Петербурге), Лилии Пахомовой (художественный руководитель проекта) и трём театрам: Городскому Драматическому театру Комсомольска-на-Амуре, Театру Юного Зрителя «Зеркало теней» и Образцовому молодёжному театру «Город Солнца». Театрализованные читки пьес прошли на Малой сцене Драмтеатра и ТЮЗа. Каждый коллектив по своему представил доставшуюся ему пьесу, но все постарались предельно бережно донести авторский текст до зрителей. «Это похоже на радиоспектакль, только перед нами живые актёры, их эмоции, действия, жесты, взгляды. Это удивительное состояние – причастности к тому, как рождается будущий спектакль!» – говорили зрители на обсуждениях после каждой читки.

В первый «Вечер» 4 ноября в Малом зале Драмтеатра случился аншлаг – всем театралам нашего города было очень любопытно узнать, что же такое «Вечера современной петербургской драматургии в Комсомольске-на-Амуре»? Зрителей ждала сценическая читка пьесы Владимира Маслова «Мой друг – Солнце!». Её представил коллектив Образцового молодёжного театра «Город Солнца». Режиссёр этой читки Лилия Пахомова в процессе работы нашла такую форму подачи материала, в которой и без того прекрасная пьеса зазвучала ещё мощнее. «Пьеса изумительная, тонкая, трогательная! Хороша и для взрослых, и для детей, а это всегда ценно» – сказала на обсуждении актриса Драмтеатра Валентина Кушнарёва. И Евгения Наделяева, актриса ТЮЗа «Зеркало теней», так же похвалила материал: «Очень компактная пьеса, там нет ничего лишнего! Очень пластичная драматургия, которая легко играется и взрослыми, и детьми, потому что в ней заложена очень ясная идея, чётко прописанная по событиям… И то, что сделала труппа театра «Город Солнца» – готовый спектакль, и не нужно ничего менять!»

На следующий «Вечер» зрители и участники проекта собрались в ТЮЗе «Зеркало теней» на встречу с очень сложной пьесой Андрея Зинчука «Игра в DOOM». Режиссёр читки – Татьяна Зайкова-Украинская – и её творческая команда придумали свой способ подачи драматургического материала: элементы декораций, костюмы, мизансцены, свет, музыкальное и видео-сопровождение – всё было призвано на помощь зрителям… По окончании читки разговор вспыхнул сразу, быстро набрав обороты. Вот несколько цитат из высказываний зрителей. «Мне, как психологу, работающему с проблемными подростками, приятно, что есть другие люди, пытающиеся другими средствами решать те же самые проблемы, что и мы с коллегами-психологами. Это очень актуально. Педагогам и родителям нужно это показывать, проиграть для подростков в техникумах, в школах… Интересно смотреть, слушать, конструировать что-то у себя в голове». «Актуальная пьеса, затрагивает темы бездуховности нашего времени. Мы рождены в условиях, где уже всё есть: Интернет, соцсети, виртуальный мир, гаджеты… Всё это затягивает, отдаляет нас от реальной жизни. На нас отовсюду давит агрессия, мы в этом просто варимся. Крик героини «Я жизнь ненавижу!» – это уже показатель эмоционального состояния поколения. Пьеса не столько для подростков, сколько для родителей, чтобы они посмотрели и задумались, обратили внимание на своих детей. Родителям удобно, что их ребёнок сидит в виртуальной реальности, а ведь его жизнь проходит мимо него»…

То, что произошло в этот вечер на сцене ТЮЗа, захватило зрителей настолько, что, стараясь высказать свои впечатления во время обсуждения увиденного и услышанного, мы потеряли счёт времени. Как сказала одна зрительница «Вечеров»: «Я думала, что читка – это будет немного скучновато. Но самом деле – это было великолепно! Я смотрела на одном дыхании».

В третий «Вечер», 6 ноября, мы вновь встретились в Малом зале Драмтеатра, коллектив которого приготовил зрителям пьесу Тараса Дрозда «Сладкое время нереста». На первый взгляд на сцене ничего не происходило – актёры просто сидели за длинным столом и читали текст. Но как это было хорошо! Как заметила потом зрительница, впервые пришедшая на такое представление пьесы: «Немного фантазии – и это уже готовый спектакль. Тема пьесы актуальна, особенно для нашего региона. Автор – молодец! А то, как читали актёры, – выше всяких похвал!.. А спектакль надо делать, будет очень хороший спектакль». Думаю, секрет успеха в том, что режиссёр ПРОЧЁЛ пьесу – понял, разобрался, уяснил, нашёл в начале высокую ноту, расставил нужные акценты и подсказал путь актёрам. И пьеса задышала, запульсировала, потянулась в сознание и душу зрителей. «Высота «человеческого» нереста в пьесе заключается в том, что герои, не стремясь возвыситься, пытаются сделать по максимуму что-то полезное для своих детей, чтобы они вышли в другую, новую жизнь. Зелёная скатерть, покрывшая длинный стол, за которым артисты сидели во время читки, – как символ природы, духовной красоты, возвышающий человеческое над биологическим» – так оценила работу артистов одна из зрительниц, и подобных мнений было высказано немало.

Дмитрий Стертюков, режиссёр сценической читки пьесы «Сладкое время нереста», во время обсуждения признался: «Поначалу пьесу воспринял в штыки, а потом почитал, поглубже вник в сюжет и подумал: что-то интересное из этого может получиться… Не всякий человек волен в корне изменить свою жизнь, мы ведь все изначально находимся в неравных условиях, многие из нас загнанны в определённые рамки, у каждого есть свои гири на ногах. Главный герой, много лет принимавший условия своей жизни как данность, в момент происходящих в пьесе событий начал бунтовать: «Я – кижучь, попавший в сеть, а мне бы отнереститься!» Вот – то, о чём хочется ставить. У нас в стране люди живут в неравных условиях, и всегда стоит проблема бедности и безысходности положения». Мысль своего режиссёра продолжил старейший актёр театра Леонид Васильевич Лелькин: «Если произведение искусства вызывает эмоции, желание сопереживания – это хорошее произведение. Здесь, в этой пьесе, герои – простые люди, понятные нам. И зрители начинают сочувствовать им».

Изначально авторы «Вечеров» в Санкт-Петербурге поставили перед проектом сразу несколько задач: «…познакомить с новыми текстами (сюжетами) читателей библиотеки; дать возможность актёрам «обжить» новые пьесы, а авторам – нечастую ныне возможность вывести на сцену своих героев, взглянуть на свои тексты со стороны, чтобы что-то в них «подкрутить. Ведь драматургия – дело сложное. В драматургии на первом месте обычно «конструкция», логические построения, и если прозу или поэзию часто можно сравнить со свободным бегом, то драматургия – это, скорее, бег с барьерами, где ты не можешь бежать легко и свободно, а должен быть готовым к периодическим взлётам, для чего нужен точный расчёт…» – объяснил нам Андрей Зинчук, автор идеи и «заведующий литературной частью» проекта. Во время сценических читок в Комсомольске-на-Амуре авторы представленных пьес не присутствовали в зале, не «глядели со стороны» на свои произведения. Но у режиссёров появилась возможность «примериться» к пьесам, как к материалу для потенциальных спектаклей. Дмитрий Стертюков: «Чтобы заинтересовать зрителей именно драматургическим материалом не нужны особые выразительные средства. Я увидел эмоции артистов, они помогли мне погрузиться в материал». Главный режиссёр Театра драмы Ирина Барская призналась после читки пьесы «Сладкое время нереста»: «Года два назад прочла пьесу и не остановилась на ней. А вот сегодня в исполнении ребят она очень напомнила мне Вампиловские интонации. Этот мечущийся герой – да, это герой нашего времени… Хорошо, что случилась читка, хорошо, что я услышала – о чём там… Может быть, будет продолжение всему этому». А у исполнителей и зрителей появилась возможность прикоснуться к новому виду сценического искусства, что оказалось настолько интересным, что вызвало бурю эмоций и страстное желание продолжения: «Очень интересный формат сам по себе – не спектакль, а выразительное чтение, наполненное внутренней жизнью актёров, но лишённое иных сценических выразительных средств, что позволяет зрителям не отвлекаться, а погружаться в свои фантазии». «В других городах уже давно проходят сценические читки, а у нас этого до сих пор не было. А это же очень интересно! Это удивительно, полезно, креативно! Так что это нужно развивать, продолжать; найдутся люди, кому это интересно!» – говорили зрители.

В настоящее время «Вечера» пользуются успехом уже не только в Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского, но и на площадках различных театров за пределами Санкт-Петербурга. «Наш проект… выплеснулся за первоначальные рамки и перекинулся в другие города: в Белгород на границе с Украиной, в Орел в средней полосе России (там и вообще по пьесе Тараса Дрозда, впервые представленной в библиотеке им. В. В. Маяковского, поставили спектакль в местном Драмтеатре), в Астрахань на Волге, и в ваш удивительный город на Амуре с вечно молодым именем. И пусть и у вас на ваших театральных площадках и в вашем городе создаётся такая атмосфера, как и на наших представлениях. А может быть, еще и лучше!» – сказал в своём аудиообращении к участникам проекта «Вечера современной петербургской драматургии в Комсомольске-на-Амуре» Андрей Зинчук.

Что ж, мы не «против»! В эти три праздничных вечера произошло чудо: участники сценических читок подарили себе и зрителям море положительных эмоций и открытий, затратив для этого минимум времени и усилий, просто поискав и найдя форму подачи текста. И мы, участники проекта, рады были осуществить эту прекрасную идею, рады пьесам, предложенным нам для работы, рады возможности быть причастными к чему-то новому и интересному, происходящему в мире театра. Не будем загадывать, что последует за этими чудесными «Вечерами» – время покажет. Чтобы быть краткой, повторю то, что я сказала в театре Драмы в завершении «Вечеров…»: «Мы в восторге от этой идеи, мы её принимаем и постановляем: каждую осень мы будем собираться здесь, на малой сцене Драмтеатра, для знакомства с современными пьесами!»

 

Лилия Пахомова,

руководитель проекта «Вечера современной петербургской драматургии в Комсомольске-на-Амуре»,

руководитель Образцового молодёжного театра «Город Солнца»