"ВПЕРЕД, КОТЕНОК!",
ИЛИ В ТЕНЕТАХ ВИРТУАЛЬНОСТИ

("Театральный Петербург"
апрель 2002 года)

Для тех, кто следит за публикациями в рубрике "Театральная библиотека", тема нашего интервью покажется, вероятно, не вполне обычной. Разговор посвящен информационной системе, существующей не совсем в материальном мире, но за короткое время занявшей в нашем материальном очень прочные позиции. Эта система называется - Интернет.

Разумеется, говорить об этом явлении в целом - неблагодарная затея, поскольку разговоров о нем и так в избытке. Однако, театральные ресурсы Интернета, и тем более театральные библиотеки Интернета - тема далеко не столь изученная и популярная, как, например, новости, секс, экономика-и-финансы. Два главных свойства Интернета: во-первых, очень быстрое его развитие, и, во-вторых, отсутствие цензуры. Конечно, это имеет и свою оборотную сторону, но сейчас вдаваться в эти проблемы неуместно (хотя, можно заметить, что в Интернете уже появились и такие понятия, как профессиональная этика, законы жанра, и т. п.). Современному сознанию приходится свыкаться с мыслью, что кроме обычных (книжных) библиотек в мире существуют уже электронные (или "сетевые", или "виртуальные"). Здесь следует, дать, вероятно, кратчайший словарик электронной терминологии по нашей теме (заранее прошу прощения у тех, кому все это известно без меня). Итак: сайт = электронная страница = просто "страница"; сеть = международная электронная сеть = www = Интернет). Считая себя в этой области лишь скромным "пользователем", я хотел бы предоставить на страницах "ТП" слово профессионалам, тем, кто занимается "электронными", или "сетевыми", библиотеками не первый год, и знает, чего он хочет. Наш сегодняшний собеседник - драматург и "сетевой" деятель Андрей Михайлович ЗИНЧУК.

— Андрей, я почти ничего о вас не знаю, кроме того, что вы драматург и создатель нескольких сайтов, посвященных театру и драматургии. Правда, как пресловутый пользователь я составил довольно ясное представление о вашей деятельности в Интернете, почему собственно и явилась мысль взять у вас интервью. Расскажите немного о себе.

— На самом деле по образованию я не просто драматург, а кинодраматург, ибо окончил сценарный факультет ВГИКа. Но кроме этого пришлось освоить еще много разных профессий: от инженера до полиграфиста - так сложилась жизнь.

— Как давно и почему у вас возникла мысль открыть свой сайт?

— Эта мысль появилась в середине девяностых годов, когда Интернет только-только делал первые шаги в России. Он начался с системы BBS (электронных досок объявлений) и любительской электронной сети Fido, - в ней к этому времени накопилось огромное количество текстов. Так и появились первые в России "домашние" электронные библиотеки. Например, "Holy Spirit" Сергея Боровикова. Во многом благодаря ей началось создание одной из самых популярных ныне в России и в мире электронных библиотек Максима Мошкова. Киностудия "Ленфильм", на которой я в конце восьмидесятых годов проходил стажировку как сценарист, к этому времени совсем развалилась, а полиграфия (я ею профессионально занимался уже лет пять или шесть) мне порядком надоела, вот я решил попробовать вернуться в профессию, но на этот раз устроить дело так, чтобы ни от кого больше не зависеть: ни от амбициозных режиссеров, ни от не менее амбициозных редакторов. Интернет показался мне для этого наиболее подходящим местом. Кроме того, прошел шок "перестройки", активизировались молодые петербургские драматурги, и мы с ними решили сложить Домик драматургов. И положили в его фундамент первые два кирпича: сборник текстов "Петербургские авторы конца тысячелетия" и сайт в Интернете.

— Были ли у вас какие-то положительные примеры перед глазами, хотя бы не прямые, а в качестве образцов для вдохновения, так как дело ведь это новое?

— В начале девяностых годов я как инженер "угадал", что компьютер, оснащенный модемом, - это идеальное устройство коммуникации для гуманитариев. Но поначалу мой приятель и "учитель" по освоению любительской сети Fido (уже упомянутый Боровиков), когда я поделился с ним идеей создания сайта, отнесся к ней скептически. И все-таки первые свои тексты мы выложили именно к нему на "Holy Spirit" (106 станцию). Позже с нее они попали на первый текстовый полупиратский лазерный диск, а с него начались все многочисленные и бесконечно издаваемые "Библиотеки в кармане" на лазерных дисках. А потом у Сергея Боровикова же на сайте Института новых технологий школьного образования я сделал первую интернетовскую страницу Домика драматургов. Это был, кажется, 1995 год. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить этого замечательного и бескорыстного человека, одного из первых в России собирателей электронных текстов и сетевика, так много в начале девяностых годов сделавшего для нашего искусства!

— Я заметил, что ваши интернетовские страницы растут, как грибы. Сколько их, в какой стадии готовности они находятся и какого рода информация на них содержится?

— Сейчас их четыре. "Петербургские театральные страницы" (www.theatre.spb.ru), сайт Российского института истории искусств (www.artcenter.ru), "Newдрама СПб" (www.newdrama.spb.ru) и сайт, у которого пока нет названия (а электронный адрес его такой: www.newdrama.org). Первые два - это, если так можно выразиться, - корпоративные сайты. А последние два - мои личные. Есть несколько причин такого разделения информации: "Петербургские театральные страницы" начал делать не я, а Станислав Авзан - программист, ныне работающий в США. На этом сайте собрана основная информация по петербургским театрам, фестивалям, множество ссылок на другие полезные страницы в Интернете. Там же находится и страница Домика драматургов, выставлены тексты всех наших сборников (к настоящему времени их семь) и альманах "Балтийские сезоны". Это - один из крупнейших в России театральных ресурсов и наиболее часто посещаемый. Его оформление сделал Дмитрий Шубин - талантливый петербургский дизайнер. На сайте Российского института истории искусств мы с директором института Татьяной Клявиной планируем выставить наиболее интересные материалы из собрания старейшего российского института этого профиля. "Newдрама СПб" будет целиком отдана петербургской драме, а также кино и хорошей эстраде. Недавно там появилась страница мастерской драматургов при петербургском отделении СТД, которую когда-то основал Игнатий Дворецкий. Ну а на www.newdrama.org будут представлены в основном международные проекты. Два последних сайта находятся в стадии проектирования: там уже появился "форум" (для обмена мнениями), вскоре будет сделана рассылка новостей. Дизайна пока нет, но по количеству обращений могу сказать, что эти сайты уже и сейчас посещаются хорошо. В будущем будет и оформление - с Димой Шубиным я уже договорился, но пока у меня нет на это времени - только что увидел свет новый сборник Домика драматургов "Крупным планом". Это пьесы для камерного театра из серии "Ландскрона" - ему и были отданы все силы. Кстати, вначале он появился в Интернете, а сейчас вышел и в виде книги. Все четыре сайта посвящены исключительно культуре Санкт-Петербурга и Северо-Запада. И это мой принцип - приоритетное (в том числе и в области новых технологий) развитие петербургской культуры. Хотя, конечно, есть ссылки и на другие ресурсы Сети. Например, на личные страницы российских драматургов - их становится все больше.

— Каковы принципы размещения в Интернете текстов пьес, насколько это находится в соответствии с авторским правом, и какую, извините, выгоду из этого извлекаете вы? Было бы хорошо, если бы вы смогли на некоторых примерах показать, насколько реально для человека, профессионально занимающегося театром, получение прибыли от того, что кто-то просмотрит его сайт. Я этого механизма пока не понимаю, ведь не баннеры (баннеры - самый распространенный вид рекламы на электронных страницах в виде прямоугольника сверху или снизу страницы. - Прим, ред.) вы себе там ставите.

— Все тексты размещаются в Сети после публикации (или в преддверии публикации). Это касается и текстов альманаха "Ландскрона", и других сборников. Авторы дают разрешение на такую публикацию, так что с авторским правом пока проблем не было. Такое же разрешение дают и художники. Насчет выгоды... Даже и не знаю, как ответить на этот вопрос. Прямой выгоды нет. Или почти нет. Это, скорее, хобби - как, кстати, и для очень многих в Интернете. О "выгоде" можно говорить, пожалуй, только в связи с постановкой пьес в театрах. Таких историй - постановок - в биографии Домика драматургов накопилось уже много. Статистики я пока не веду, но, думаю, что не один десяток спектаклей в России и за рубежом был поставлен благодаря нашей электронной странице. Да и с другими странами мы познакомились не без помощи Интернета. Вернее - благодаря ему. Финны, американцы, немцы, англичане, греки, израильтяне, французы нашли нас через Сеть, написали письма, попросили разрешения на перевод текстов, кое с кем из них мы ведем переговоры о проведении совместных мероприятий. (Кстати, по свидетельству одного из канадских социологических институтов, Домик драматургов - одно из немногих российских литературных объединений, следы деятельности которого можно как-то обнаружить.) А вот баннеров у меня нет принципиально. Ведь это не коммерческий проект! Хотя, если хорошенько подумать, можно найти и прямую выгоду от подобной деятельности: это, прежде всего, очень интересно! Благодаря Сети мне удалось освоить некоторую - наверное, весьма небольшую - часть новых технологий.

— Есть ли у вас какая-то позитивная программа на будущее, или, проще говоря, чем вы занимаетесь сейчас и что планируете в ближайшее время?

— Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Впрочем, похоже, что бум лавинообразного развития новых технологий заканчивается, теперь можно осмотреться и спокойно подумать о будущем. Конечно, некая программа у меня есть - на мой взгляд, сейчас можно что-то по-настоящему сделать, лишь имея хотя бы приблизительную программу на два-три года. Например, в настоящий момент я увлекся портативными устройствами (PDA) - карманными компьютерами и мобильной связью. В Российский институт истории искусств мы с его директором пригласили клуб "пилотоманов" - любителей портативных устройств. Эти маленькие электронные помощники уже два года изо всех сил на меня работают: с помощью своего "Визора" (портативного компьютера) я выпустил в свет три книги - "Играем для детей!", "Вперед, Котенок! и другие сказки для театра" и сборник пьес для камерного театра "Крупным планом". Подготовил к печати четвертую, о которой расскажу в свое время. Без PDA (персонального цифрового ассистента), с которым можно работать где угодно: в транспорте, на лоне природы и т. д., я не сделал бы, наверное, и трети этой работы. Очень хотел бы попробовать новые технологии в театре. Несколько лет назад специально для этого даже написал пьесу "Игра в DOOM" (по названию чрезвычайно популярной компьютерной игры), но пока не могу найти грамотных партнеров из числа режиссеров. Еще хорошо было бы создать виртуальное литературное агентство - но тут уже нужны юристы... Хотелось бы "закрутить" в Интернете некую игру, а продолжить ее на сцене или экране... Но, видимо, в ближайшее время буду развивать упомянутый сайт "без названия" на www.newdrama.org - искать международных партнеров. В общем, опыта подобной работы нет не только у меня - его нет ни у кого: на Земле еще недавно не было ни Интернета, ни новых технологий, поэтому каждый шаг приходится делать самостоятельно. Что-нибудь из этого вскоре, надеюсь, и получится.

Беседу вел Павел ДМИТРИЕВ